В СЭЭО системное мышление определяется следующим образом: «Умение понять, как люди, предметы и события существуют во взаимосвязи с другими людьми, предметами и событиями в сложной сети следственно-причинных связей».
Определение может показаться сложным, но даже маленькие дети способны мыслить системно. Они не пользуются термином «система», но понимают, что их семья или домашнее окружение – это сложная единица со своей специфической динамикой. Не все в семье или в классе любят одно и то же, не все ведут себя одинаково, а изменение одного элемента в этих системах может отразиться на всех остальных. И в процессе образования важно развивать эту внутреннюю способность к системному мышлению через практические упражнения.
Противоположность системному мышлению – это когда мы думаем об объектах, как о чем-то статичном, независимом, никак не связанном с другими объектами.
Системное мышление обретает особые силу и значимость, когда сочетается с эмпатией и заботой обо всех участниках процесса, а также с пониманием того общего, что всех нас объединяет то, что мы – люди. Нам необходимо понимать, что от нашего выбора и действий что-то зависит, наши решения могут играть важную роль для нашего ближайшего окружения.