Выступление Джигме Ринпоче в Высшей Школе Экономики
5 сентября 2018 года Джигме Ринпоче выступил перед выпускниками Института практической психологии ВШЭ. Лекция называлась" Осознанность - ключ к счастью и успеху". Аудитория с интересом слушала Ринпоче, о его опыте в медитации. В конце лекции все попробовали медитацию осознанности под руководством Мастера. А потом была живая дискуссия и много интересных вопросов, о технике медитации, о жизни и о детстве Ринпоче.
ЛЕКЦИЯ:
Мне посчастливилось обучаться в практиках древней мудрости, не в том смысле, что древняя мудрость — это какой - то антиквариат, но как в древней традиции, которая привносит реалии ума в реальность повседневного мира. Это живая мудрость и соответственно живая медитация.

Медитация основана тысячи лет назад и передается через поколения и поколения многих медитирующих. Но настоящий опыт переживания медитации – «именно сейчас», настоящий момент, он всегда свежий и живой. И будучи свежим и живым, он всегда непосредственно связан с нашей текущей жизнью. Нет разделения: древние знания с одной стороны, а практика настоящего с другой. Важно привнесение этой древней медитации в нашу жизнь, в наш повседневный опыт для того, чтобы понять его через призму этой древней мудрости.

Состояние медитации делает нас более молодыми и счастливыми. Умственная утомленность, тревожность, стресс отражаются на физическом уровне, и слои макияжа не помогают это скрыть. Молодой ум - молодое тело! Ум создаёт хорошие эмоции, хорошее состояния, вы видите и слышите вещи более позитивно. Мы встречаемся с одними и теми же ситуациями каждый день, но наше настроение определяет, как мы их воспринимаем, поэтому ментальное состояние — это ключ к нашему благополучию и успеху.

В наши дни все люди стремятся к счастью, все говорят о счастье, о том, как этого счастья достичь, какие пути к этому ведут и т.д. По правде говоря, я не знаю как. Это большой вопрос – как быть счастливым. Но я знаю, что «быть счастливым человеком» наиболее связано с текущим моментом, с тем, что происходит именно сейчас. Когда наши мысли и состояние ума запутано, мы пропускаем точку «сейчас». В такой ситуации сложно разобраться в чем же счастье. Ум наш постоянно занят прошлым, которое уже ушло или будущим, которое еще не наступило.

Мы переживаем о будущем, которого еще нет, и это привносит в настоящий момент тревоги о том, чего еще нет. Между прошлым и будущим, мы теряем настоящее. Счастье по-настоящему имеет мало общего с прошлым или будущим. Счастье — это то, что есть сейчас. Это не о том, кем я могу быть или кем мне следует быть, но о том, кем я являюсь сейчас, в этот момент.
Вы все очень серьезны в этот настоящий момент. Медитация же подразумевает как раз возможность расслабить нас.

Состояние благополучия с буддийской психологической точки зрения – это больше о ментальном благополучии. Тогда как в западной психологии больше внимания уделяется каким-то материальным, физическим факторам, даже может быть уклон в сторону ментальных заболеваний. А буддийская психология больше рассматривает общее состояние ментального благополучия. И тот и другой подходы ценны, так как они оба способствуют облегчению страдания человеческих существ. Общее состояние ментального благополучия индивида является определяющим для его счастья. Как же достичь его? Инструментарий, который мы используем в Буддийской традиции сводится к различным видам медитации.

Однажды я посещал Центр духовной поддержки умирающих во Франции. Я думал, что меня пригласили встретиться с пациентами. Это центр паллиативной медицины, где находятся пациенты, которым не так долго осталось жить. С медицинской точки зрения паллиативные пациенты уже не представляют интереса. Тот, кто находится на паллиативном лечении часто ощущает себя каким-то покинутым человеком. И обычно они находятся не в очень достойных условиях ухода из жизни. Небезразличные люди потратили свои средства и усилия на то, чтобы создать подобный центр ухода – хоспис для людей, находящихся на терминальных стадиях для того, чтобы им оказывалась, и поддерживающая медицинская, и духовная человеческая помощь, облегчающая их состояние. Опыт показывает, что те пациенты, которым медицина отводила несколько дней или недель, жили в этом хосписе несколько месяцев, а некоторые даже и год. Это подобная перемена в их состоянии происходит не из-за материального обеспечения, а благодаря человеческой поддержке, доброте, любви и состраданию. Я очень удивился, встретившись с этими пациентами. Я и раньше встречался с такими пациентами, и большинство из них были в состоянии гнева и злости, а здесь все улыбались. Даже несмотря на мои буддийские одежды, они не были шокированы, они были очень добры ко мне. Я был очень впечатлён увиденными результатами работы хосписа, ведь пациенты получали достойный уход и выглядели довольными. Повидавшись со всеми пациентами, я подумал, что моя миссия завершена, и мне можно уезжать, но в этот момент старшая сестра подошла ко мне и сказала: на самом деле вас позвали не для этого, а чтобы пообщаться с персоналом: докторами и мед. сестрами.

И, конечно, врачи и медицинские сестры стараются дать максимальную заботу и уход пациентам, но они сталкиваются со своими сложностями тоже, с огромными количеством стрессов. И всё что я мог дать им — медитация. И это помогло. Это помогло облегчить напряжение.

Мы пытаемся быть хорошими с другими людьми, но действуя так, мы иногда игнорируем себя. В нашем мире ситуация сейчас такая, что люди хороши в том, что они делают, многие люди обладают великолепными навыками и знаниями, они хорошо обучены и натренированы, и делают массу полезных вещей для других. В профессиональной сфере, вы наверняка очень хороши и компетентны. Но и человек, способный очень хорошо помогать другим, в итоге сам может обнаружить себя в состоянии стресса. И многие из нас действительно несчастны.

Это важный момент: как же быть нам самим счастливыми? Это вообще мой любимый предмет для дискуссии. Не то чтобы я знаю, как быть счастливым, но я рассуждаю об этом.

Это критическая точка, с которой мы сталкиваемся время от времени в нашей жизни. Существуют профессиональные высокомпетентные люди, которые тоже иногда впадают в депрессии. И если даже блистательные люди, блистательные умы подвержены депрессии, то каковы же шансы для обычных людей?

Медитация – это практика, чей фокус развернут внутрь. Медитация никогда не направлена вовне, только внутрь. Направляя фокус внимания вовне, мы так или иначе скатываемся в прошлое или будущее. Очень сложно таким образом соприкоснуться с моментом настоящего. Именно поэтому фокус медитации направлен внутрь, потому что именно это как раз то место, где можно соприкоснуться с текущим моментом. И поэтому это очень личное, интимное пространство. Порой мы можем обнаружить, что наши компетенции во внешних процессах, когда мы крайне эффективны по работе с другими, мы используем как бегство от своих собственных проблем. Внутренний фокус помогает нам быть самим собой. Отправная точка медитации – поворот фокуса внимания внутрь, в индивидуальное личное пространство человека.

Как это сделать?

Дыхание. Самая простая вещь – дыхание. В этом нет ничего необычного, это то, что мы делаем все время. С единственной разницей, что, когда мы обычно дышим, мы этого не осознаем. Теперь же, когда мы направляем фокус внутрь себя, происходит тот же процесс, но только с одним отличием – с осознанностью. Осознавание естественным образом присутствует в моменте настоящего. Осознанность не стоит путать с состоянием пристального наблюдения, попыток суждения или обнаружения каких-то изъянов или вины. Осознанность – это не критическое наблюдение, а просто присутствие здесь и сейчас. Ничего больше, кроме этого, в настоящем моменте не происходит. Всё, что происходит — это только дыхание. Дыхание присутствует в себе. Когда вы дышите в состоянии текущего момента, это соединяет тело и ум воедино.

Если ум в одной стороне, а тело в другой, то возникает конфликт. Простое наблюдение за дыханием соединяет ум и тело, создаёт состояние осознанности. Когда мы находимся в настоящем моменте осознанности, мы выходим из состояния рассуждающего ума. Полностью присутствуя здесь и сейчас, мы освобождаемся от каких-либо суждений. Это и есть свобода. Быть свободным от суждения – это такая настоящая свобода, словно мы сбрасываем с наших плеч тяжелейший груз, который мы все время носили. Свободное легкое состояние.

Если мы поразмышляем, как мы обычно себя ведем, то увидим, что у всех у нас ум полон суждений и мнений. Часто наблюдаю людей, которые отправляются в ресторан, чтобы насладиться чашкой чая. И пока несут чай, некоторые начинают рассуждать: почему он так идет, почему она так одета. Ум очень занят суждениями. А пока рассуждали, чай и остыл. И снова начинается осуждение, почему чай холодный. Упущен настоящий момент чая, упущен момент наслаждения чашкой чая.

В монастыре произошла одна история. Один благотворитель пришел с большим пакетом йогурта, чтобы угостить монахов. И начал с первого ряда монахов разливать этот йогурт. Один монах, сидевший в последних рядах, был совершенно лишен покоя. Он был очень обеспокоен тем, что пока этот человек дойдет до него, йогурт закончится. С каждой ложкой йогурта в других чашках, он нервничал и испытывал тревогу. В конце концов человек дошёл до него, и ему достался йогурт, и там еще осталось. Но он уже не мог им наслаждиться. Он сказал: я больше не хочу йогурт, ум мой им уже наелся.

Это такое прекрасное переживание: успокоить свой ум в настоящем моменте, освободив его от суждений. Вы начинаете с череды вдохов и выдохов. Конечно, утренняя часть дня — это идеальный момент для медитации, потому что день только что начался, и вы отлично выспались. И это лучший момент для того, чтобы начать. Я уверен, что многие из вас знакомы с какими-либо медитациями.

Медитация «Шаматха» - основа всех медитаций в мире. Если вы добьетесь успеха в этой медитации, вы отточите умение концентрироваться. Это помогает создавать в уме ясность и чувство умиротворенности. Как в водоеме, в котором долго мутили воду, в нем плавали взвесь и ил, но как только перестали это делать, вода «пришла» к покою и стала кристально чистой и прозрачной. Медитация «Шаматха», медитация «умиротворенного пребывания» — это как остановка перемешивания мутной воды. Когда вы перестаете это делать, вода успокаивается и становится чистой сама. Не только умиротворенность возникает, но и ясность, такие два аспекта ума. И это позволяет нам избежать глубокой зависимости от суждений. Мы становимся более принимающими, восприимчивыми, открытыми, толерантными.

Есть много других уровней типов медитации, которые следуют за этой. Например, медитация осознавания природы реальности. Экзистенциональная реальность, которая нас окружает, на самом деле не является тем, чем нам кажется. Наша бытийная реальность полностью лишена какого- либо самосущего неотделимого основания. В чём -то это схоже с объяснениями квантовой физики. Всякий феномен, всякая частица, всякое явление на глубинном своем уровне лишены постоянства, некой постоянной природы. Бытийная реальность имеет иную природу, чем нам обычно кажется. Начиная исследовать и постигать это, мы теряем свое цепляние за эту реальность, как за постоянное. И когда это цепляние к реальности, как подлинной, начинает отпускать, то ослабевают и наши привязанности, негативные эмоции, связанные с ней. Ум воспринимает вещи так, как ему хочется. Теория пустотности – шуньяты, практикуемая через медитацию «Випашьяны», очень близка к объяснению квантовой физики.
Участник: Притча про мастера вызывания дождя.
Вызвали мастера в китайскую провинцию, где была засуха какое-то время. Приехал мастер, который попросил уединенную избушку и чашку риса в день, а через три дня пошел дождь. Когда люди спросили, что это за магия, то он ответил, что состояние природы было дисгармоничным, мастер вошел в это состояние и затем привел природу в гармонию, и пошел дождь. Действительно ли это возможно?

Ринпоче: да, у нас много таких историй, но это не цель медитации.
Если вы в полной мере овладеете своим умом, не знаю, может это ли как -то повлиять на дождь или нет, но это может трансформировать ваши негативные эмоции в позитивные. А это больше, чем любой дождь.

Участник: Медитировать лучше по утрам? Каждый день? С чего начинать? Сколько времени?
Ринпоче: конечно, лучше всего утром. Но если ваш рабочий график позволяет только вечером, то можно и вечером. Начинать лучше с 15 минут, так как 10 минут не позволит вам войти в процесс медитации. Стабилизировавшись в медитации, вы можете потихоньку увеличивать время. И если вы действительно хотите понять, что такое медитация, то важна регулярность.

Участник: Можно ли считать практику молчания медитацией?
Ринпоче: да, конечно, если ум тоже молчит.

Участник: С какого возраста учить детей медитации в западном мире? Как их мотивировать, потому что первый ответ от них – это скучно? Есть ли какие-то хитрости или детские упражнения?
Ринпоче: а если обещаете им шоколад? :) В наши дни медитация преподается в школах. Йога уже стала повсеместным явлением, так и медитация распространяется, потому что есть уверенные научные доказательства, того, что медитация делает нас лучше, человечнее.
Для детей сидячая медитация может быть сложной поначалу, поэтому лучше начать с медитации в ходьбе, чтобы она проходила, как игра: попытаться удержать их внимание на каком-то объекте в этом моменте. Также многие дети очень хорошо откликаются на медитацию дыхания. Существует масса способов привлечения внимания детей либо на активности, связанные с телом, либо на дыхание.
И сейчас, вы знаете, существует проблема у многих детей, да и взрослых, они «теряются» в гаджетах и улетают куда-то, теряют связь с физическим миром. Много детей, которые дружат, живут рядом, но не общаются лично, а обмениваются электронными сообщениями друг с другом.

Наилучший способ научить детей — это медитирующие родители, которые показывают им, как это делается. Регулярно практикующие родители подают положительный пример своим детям.

Участник: Можно ли использовать музыку, и если да, то какую?
Ринпоче: Музыку после. Вначале лучше без музыки. Музыка или любые другие опоры они стимулируют ум, и это отвлекают вас от того, чтобы наблюдать сейчас в данный момент.

Участник: Можно ли медитировать в электричке по дороге домой?
Ринпоче: Да, это можно делать. Вам не нужно заявлять, что вы сейчас будете медитировать. Любой момент жизни может быть моментом медитации. Вот, например вы пьете воду, перенесите максимально свое внимание на этот процесс, наслаждаясь полностью им. Почувствуйте руку, тяжесть стакана, воду, освежающую вашу гортань. Выпивая один стакан воды, вы практикуете осознанность прямо на месте. Вы можете практиковать медитацию везде.

Участник: Как не заснуть во время медитации?
Ринпоче: Вы не одна такая, не волнуйтесь. Да, такая тенденция существует и вообще есть два основных отвлечения, препятствующие медитации - притупленное состояние и чрезмерное возбуждение. Для тех, кто чувствует себя полусонным, два часа в этом состоянии в сидячей медитации — это не хорошо. Это хуже на самом деле, чем сон. Как способ пробуждения - использовать какую-то яркую визуальную точку - яркий источник света, на котором мы фокусируемся. Или перенесение внимания на точку межбровья, представляя, что тут прожектор, и вы излучаете свет отсюда. Подобные вещи помогают стать вам более осознанными. Или можно просто умыться холодной водой, а потом идти медитировать. В начале своего пути очень хорошо делать сессии медитации короткими, но частыми. Не делайте сессию вначале слишком долго, лучше короче и чаще. Важно выбирать правильное время. Если сразу после обеда, то вы конечно же будете засыпать. Если вы переедаете, то разрушаете вашу осознанность. Медитация – о создании правильных условий среды. Будда учил потреблению пищи так: разделите желудок на 4 части, 2 части для плотной еды, 1 часть для напитка и оставьте 1 часть пустой. Это позволяет правильно переваривать пищу, поддерживать бодрое физическое состояние и не впадать в сонливость.

Участник: Вы не могли бы осветить второй аспект отвлечения в медитации: чрезмерное возбуждение?
Ринпоче: По мере прогресса вашей медитации «Шаматха», когда вы уже стабильны в распознавании своего дыхания, можно использовать осознавание различных физических ощущений – жара, холода, зуда. Главный момент – не отрицать это чувство и не вовлекаться в него, никак его не судить. Вы просто отмечаете происходящее: жара, жара, жара. Отпускаете. Боль, боль, боль. Отмечаете и отпускаете. Просто отмечаете, без интерпретации. Потом начнут мысли приходить к вам в голову, вы их тоже просто отмечаете. Мысли. Мысли. Мысли. Отпускаете. Можете услышать звук, увидеть свет, возможны другие сенсорные сигналы, запахи. Тоже просто отмечаете. Без интерпретации. Никаких суждений внутри. Просто отмечаете и отпускаете. Звук, звук, звук. Плохой или хороший, он мне не нравится, люблю его с детства, не думайте об этом. Просто отмечаете. Не оценивайте. Звук, звук, звук - и отпускаете. Каждый опыт происходит в моменте «сейчас», поэтому не нужно ничего идентифицировать. Просто отмечаете и отпускаете.

Участник: Мы все в основном работаем с людьми. Как восстанавливать ресурс после общения с клиентами? Может ли медитация помочь в этом вопросе, если да, то какая?
Ринпоче: Каждый день очень важно помнить о том, насколько нам важна мотивация, это то, что движет нами. Мотивация помогать другим. Большинство из вас работают с психологически сложными ситуациями. Это не про вызовы тех людей, с которыми вы работаете, а скорее про мотивацию: что движет вами помогать им. Это важный момент: развивать мотивацию, готовя себя к работе. Развивать чувство желания помогать другим. Важно понимать, что вы не измените человека, невозможно изменить человека, человек должен захотеть измениться сам. Мы просто создаем благоприятные условия и обстоятельства. Но вы не измените их самих. Это невозможно. Вы просто позволяете возникнуть обстоятельствам для его перемены. Не расстраиваетесь, если что-то не работает.

Знайте свои границы, пределы. В конце рабочего дня вы просто обычное человеческое существо. Просто человек с обычными ограничениями обычного человека. Вы стараетесь сколько можно, но вы не волшебник. Если вы знаете свое границы, вы не будете так сильно разочарованы. Последнее, отправляясь в кровать, не забирайте переживания и опыты этого дня с собой кровать. Оставьте их там. Многие люди отправляются в кровать и протаскивают эти переживания в сон, тогда сон становится неприятными, и утром вы просыпаетесь измученным.
Это мой личный опыт. Мотивация базируется на медитации. Регулярно медитируя, вы сможете взрастить свою мотивацию помогать людям. Работая много, мы в какой-то момент утрачиваем радость от работы. И это превращается в выполнение долга - я должна выполнять, потому что я «этот» по профессии. Но радости уже нет. Чтобы сохранить радость, нужно медитировать и сохранять мотивацию.

Участник: Как различить истину и ложь? Спрашиваете ли вы свое тело, когда вам нужно принять решение?
Ринпоче: Уверен, есть много разных способов понять истину. На базовом уровне, я стараюсь слушать свои ощущения на уровне сердце. Если я, делая что-то, чувствую себя хорошо, чувствую тепло в сердце, тогда я иду в направлении своего решения. Может быть, это решение не многие примут, или оно не будет так уж полезно, но для меня в тот момент было хорошее тёплое ощущение в сердце. Или, наоборот, решение может казаться весьма эффективным, заманчивым, но оно может вызывает у меня негативные ощущение, если я движим завистью или гневом, и у меня буду неловкие ощущение. Может быть кто-то и не заметит этого, и может кто-то должен будет получить ту помощь, которая нужна, но я буду чувствовать себя неправым в этот момент. Предпочитаю иметь теплое позитивное чувство. Действие моё в итоге может принести успех, а может быть и нет, но зато я всегда буду испытывать чувство радости и тепла внутри.

Но на высоком уровне - нет истины. На уровне бытийной реальности нет истины как таковой, мы подходим к теории шуньяты - пустотности. В конечном итоге все не существует на самом деле. Удачи.

Участник: Что порекомендуете почитать?
Ринпоче: есть много разных книг и текстов, хороших, никаких, плохих. Медитация - очень популярна, столько всего можно прочесть. Сутры- слова Будды- являются основой учений. Āнāпāнасати Сутра - Сутра Осознанности, памятования, это основная сутра, посвященная медитации. Именно на ней базируется очень много толкований и объяснений из разных традиций. Также текст Самадхираджа Сутра – еще одна сутра, которую Будда давал, она посвящена развитию ума и медитации, передает к тому же информацию по теории шуньяты – пустотности, так же много её толкований. Это наиболее авторитетное и интересное из первоисточников.

Участник: Я участвовала в медитации «Випассана» 10 дней, так как мне сказали, что можно развить интуицию. Но мой тревожный ум не смог успокоиться. Как успокоить ум на долгое время, как развить интуицию?
Ринпоче: Может быть в следующий раз вам стоит покричать 10 дней? На самом деле вы начнёте кричать, а через какое-то время поймёте, что в этом нет смысла. Можно провести аналогию с беспокойной коровой. Если вы замыкаете беспокойную корову в маленький загон, она будет метаться, биться, пытаться выбраться все время. Затем вы выводите её на огромный открытый луг, ничего с ней не делайте, она снова начнет беспрестанно бегать, но осознав, как много пространства для ее беспокойства, она устанет и в итоге заснет. Нужно позволить беспокойной корове быть беспокойной.

Участник:
Медитации популярны на западе сейчас. Даже на уровне правительства их используют по отношению к обывателям. Говорят, люди после них становятся менее амбициозными и более управляемыми, так ли это?
Ринпоче: Я буду счастлив, если сильные мира сего начнут медитировать. Тогда в мире будет больше мира. Невозможно контролировать кого-то другого, очень сложно. Если кто-то медитирует, это не только умиротворяет человека, но делает его больше человеком. Медитация продуцирует возникновение позитивных эмоций. Когда в ваших умах превалируют конструктивные эмоции, вам сложно причинять вред другим существам. Интернет полнится различными историями, я стараюсь его особо не читать.



Участник: Есть такое наблюдение, что когда европейцы начинают медитировать, задача медитация для них состоит в том, чтобы избавится от проблем. Но на деле происходит обратное, ум становится более беспокойным, вплоть до пограничного состояния. Есть ли предостережения, каким людям стоит и не стоит медитировать. В каких условиях медитацию делать безопасно и как заземляться, чтобы не вызвать сложностей?
Ринпоче: Есть определённые наставления. Тот, кто уже в нестабильном уме, не способен начать медитацию сразу. Может быть ему и не стоит этого делать до тех пор, пока ситуация не выправится. Во многом это зависит от наставника, как он чувствует ситуацию подопечного. Многие люди действительно приходят с мотивацией преуспеть в медитации. Как правило, мотивация направлена на достижение, на преуспевание в чем-то. Это такой материалистичный подход, который мы переносим даже на наш собственный ум по отношению к медитации. Медитация в такой форме не поможет. Если бы материальные блага давали бы нам покой, счастье и состояние благости, то зачем нужна была бы медитация? Мы достигали бы этого посредством внешних факторов. В реальности мы наблюдаем, как люди могут быть окружены всем мыслимым материальным комфортом, но совершенно быть несчастными. Вот почему нам нужна медитация. Это никак не противоречит идее материального и технического развития, но чувство внутренней удовлетворенности – именно это важно. В классических буддийских текстах медитация всегда преподносится в контексте общей задачи искоренения своего эго, эгоцентричности. В центре самого страдания лежит чувство эгоцентризма - зацикленности на своем «я». Люди с мощным эго страдают больше. Чем меньше эго, тем меньше страданий. Но кстати, если в этой жизни не удастся разобраться с эго, у нас есть следующая про запас.

Участник: Если ли практика применения медитации в корпоративном формате, не как соц. пакет, а как физкульт минутка?
Ринпоче: да, наверное, Гугл является примером, о котором вы наверняка слышали, что подобная медитация практикуется для сотрудников. Я слышал и о других корпораций, где предлагаются медитационные классы для сотрудников. Также курсы корпоративного лидерства, в состав которых также входит медитация. Все возможно.

Участник: Как научиться контролировать время во время медитации без будильника?
Ринпоче: отпустите саму мысль о желании контролировать что-либо вообще. Просто расслабьтесь и полностью присутствуйте в настоящем моменте, и вы не заметите как время прошло. Не надо контролировать время. Вы можете считать дыхание: выдох-вход, это 1, выдох-вдох — это 2 и так далее от 1 до 21 без «улетания» ума; считаем до 21 и возвращаемся к 1, и опять.

Участник:
Какие виды и техники медитации Вы используете и передаете своим ученикам?
Ринпоче: У нас много разных видов медитаций. Как я уже говорил: Шаматха, Випассана ( все виды медитаций можно разместить на основе этих двух), есть мантра медитация, медитация с визуализацией, есть медитация, лишённая какой-либо опоры известная, как пребывание в естественном состоянии ума. Своих учеников я обучаю медитации согласно их уровню прогресса, все зависит от состояния ума на текущий момент. Мы сейчас начинаем обучение Медитации Осознанности РИПА, на основе Шаматхи сочетаем с элементами из Випашьяны.

Участник: Известно, что медитация благоприятно влияет на мозг. Через какое время приходит новичок к состоянию покоя и радости?
Ринпоче: У всех происходит по-разному, но в среднем понадобится 100 часов, чтобы действительно начать схватывать о чем медитация.

Участник: Для чего нужно быть осознанными? Какие цели вы ставите самому себе?
Ринпоче: Цель – прийти к бесцельности. Потому что в какой-то момент вы приходите к тому, если у тебя есть цель в состоянии медитации, то у тебя проблема. Если цели нет, то вы в медитации. Не надо подходить к медитации с целью или с амбициями. Вы просто хотите присутствовать в настоящем моменте. Не приходите с идеями, иначе вы не сможете переживать медитации «сейчас». В голове не должно быть цели, что эта медитация — это то, что мне нужно. Потом у вас появляется чувство: ну вот я это заполучил или эта техника крута, или этот инструктор хорош. Но вы будете испытывать собственную версию медитации, а не то, что является медитацией. Вашу чашку чая.

Участник: Когда мы молимся мы получаем тот же эффект, но проходим бурю эмоций. Соединяют ли молитву и медитацию?
Ринпоче: Молитва требует веры. Медитация не подразумевает веру. В этом отличие. Кто-то, вообще не имеющий религиозной системы, прекрасно может успокоить свой ум посредством медитации. Если у вас есть система верований, это другая категория. Вы можете молиться и что-то почувствовать. Но в конце концов, ваше состояние ума нужно изменить. Так что одной молитвы само по себе недостаточно.

Участник: Расскажите про яркое впечатление из детства.
Ринпоче: Моя бабушка – одно из ярких воспоминаний, она оказала огромное влияния на меня. Свои человеческие качества – сострадание, заботу, я усвоил от неё, а не из буддийских текстов. Она жила в соответствии со знанием «отдавание с радостью». И меня учила, что «давать с радостью» гарантирует тебя от бедности. Это то, что меня тронуло очень глубоко. И я спал с бабушкой на одной кровати до 13-14 лет. У нас были очень близкие отношения. Свое детство я провел со взрослыми людьми, у меня не было детства, как в таковом значении этого слова, не было друзей. В раннем возрасте я был признан перерождением тибетского мастера. Меня воспитывали пожилые ламы, чему я не очень радовался. Мне было завидно смотреть на других детей, как они играют. В общем, мне толком не досталось детства. Но сейчас я не переживаю, так как детство — это короткий промежуток. А как много ценных вещей дали мне эти пожилые люди. Когда моя бабушка умирала, она собрала всех членов семьи, каждому она дала очень ценный совет. Она знала, что умирает. Прежде всего она сказала: не беспокойтесь обо мне, о моём уходе, я ни о чем не жалею в своей жизни, я полностью счастлива и ухожу без сожалений. Она сказала мне, что в конце твоей жизни, чтобы ты ни сделал, не оставляй место сожалениям. И затем она раздала точные верные советы всем членам своей семьи.

All photo and video materials belong to their owners and are used for demonstration purposes only. Please do not use them in commercial projects.